«Ой, когда это всё кончится? – Никогда»

Публикация на Русской смерти от 2 декабря 2015

Каждый год 31 декабря, пока герои Рязанова ходят с друзьями в баню, большинство теперь уже российского народа включают телевизор, щелкают по кнопкам центральных каналов и после традиционного «Голубого огонька» в течение всех праздников пересматривают всевозможные киноленты легендарного режиссера.

Эльдар Рязанов, создавший фильмы, которые стали таким же синонимом праздника, как оливье, мандарины, ёлка и шампанское, вырастил тем самым последние поколения россиян и бывших стран СССР.

«Идите вы… в бухгалтерию!!!»

Самое потрясающее, что мог сделать Рязанов – это воспеть образ маленького человека, продолжая традиции классической русской литературы. Герои его фильмов были не ярыми противниками, не шли в разрез с властью, они просто существовали и пытались жить так, как им это было позволено.

Когда люди смотрели на них – совсем не героических, не отягощенных глубокомыслием, зато не порабощенных советской пропагандой, то видели в них сами себя. Такими, какими они и являлись на самом деле – частью населения огромной страны, ничем не выделяющимися, но все же достойными быть запечатленными на большом экране. Именно это и сделало комедии Рязанова культовыми.

«Масик хочет водочки!»

Тихие диссиденты, сами того не понимая противостояли режиму своими чувствами, выливающимися на свет через экран большого кино неким интимным потоком. Поэтому каждый раз, когда я с детства смотрела на героев его фильмов, у меня появлялось стойкое ощущение, которого возникает обычно при просмотре чужой переписки: будто копаешься в чужом грязном белье. И каждый раз с экрана телевизора передо мной разворачивалась отнюдь не комедия, хотя где-то рядом раздавался смех, а самая настоящая драма.

Смотря на мымру, у которой нет сисек, или на заседание гаражного кооператива, или же на «какой же вы тупой, Ипполит» мне казалось, что со времен СССР не изменилось вообще ни черта. И это то ли наша проблема, то ли времени, то ли страны.

«Поставьте Веру на место! И не трогайте больше руками!»

Поэтому его фильмы «красных дней календаря», кажется, что не сойдут с экранов телевизоров русского человека никогда. И если можно предположить, что следующее поколение не знает, кто такой Рязанов, то достаточно зайти в пресловутый Coub, чтобы найти сотню другую коротких видео с фразами и сценками из его кинолент. Так и осознаешь, что фильмы режиссера стали чуть ли не проклятием для нас – вышедших из СССР.

«Мы вас любим. Где-то в глубине души, где-то очень глубоко».

За долгие годы без «Иронии судьбы» пытались обойтись на Новый год лишь однажды и ничем хорошим это не закончилось, потому что человек Рязанова – это мы сами. Пускай вокруг остаются гаджеты, пускай мы ненавидим уже его сюжеты, потому что засмотрены до дыр, но… «Карнавальная ночь» — это наши корпоративы, «Ирония Судьбы» — бытовуха, «Невероятные приключения итальянцев в России» — молодость, а «Гараж» — попытки бороться в низах, чтобы никогда не отстоять свою действительность и продолжать встречать каждый год, и провожать старый вместе с его фильмами.

«Если сегодня еще кто-нибудь умрет или родится, я останусь без обеда». А я как белка в колесе, продолжу встречать каждый год так же, как и предыдущий, потому что застряла где-то между, подобно героям Рязанова, которые никогда не умрут и не родятся, оставшись без обеда… Читайте больше на russdeath.ru